Откуда лень?

  • Как заставить ребенка учить уроки? Как бороться с ленью ребенка?
  • Как заставить дитя слушать учителя на уроке и не отвлекаться?
  • Как доказать ребенку, что необходимо учиться а не лениться?

Эти вопросы задают себе родители современных школьников. 

Давайте рассмотрим, что происходит с ребенком в школе и какие причины заставляют его потерять интерес к обучению.

Многие из нас хорошо знают, как любят маленькие дети узнавать что-то новое.

«Почемучки» забрасывают вопросами родителей с того самого момента, как научились говорить.

Они готовы спрашивать абсолютно про все, что видят, слышат или как-нибудь ещё воспринимают. 

 — Мам, почему небо синее?

 — Пап, почему бабочки летают?

 — Бабушка, почему собачка нюхает?

И так до бесконечности…  По крайней мере,  до тех пор, пока маленький человечек не пойдет в школу…

Куда же девается эта любознательность в школе? Почему школьник совсем потерял интерес к новым знаниям? Он сидит и смотрит в окно, зевает, отвлекается  и не слушает учителя. 

Кто виноват?  

Чаще всего родители приходят к выводу, что их ребенок «разленился». Они стараются заставить его учить уроки, объясняют ему как плохо быть ленивым и как полезно учиться. Лень — это плохо и с ней надо бороться! Так решают родители. 

Но вам не кажется, что это довольно странный вывод? Ведь пятилетний ребенок не пытается бороться с ленью, ему не надо заставлять себя учиться. Он спрашивает, спрашивает, спрашивает — ему просто интересно как устроен этот мир! 

Что же происходит за несколько лет обучения в школе? Почему вдруг возникает непонятная лень и подавляет стремление ребенка к получению новых знаний?  

Ответ на этот вопрос уже найден! 

Оказалось, что нет никакой лени, но есть в обучении так называемые препятствия. Препятствие — это преграда или помеха, нечто, что мешает продвигаться ученику в изучении какой либо области знаний. Когда ребенок сталкивается с одним из этих препятствий, ему нужна помощь, потому что он начинает чувствовать себя плохо и теряет интерес к тому, что изучает. 

Как узнать, что ребенок столкнулся с препятствием в обучении? 

Представьте себе обычный класс в школе. Учитель рассказывает новую тему двум-трем десяткам учеников.  Сколько школьников с интересом и пониманием действительно слушают? А сколько смотрят в окно или рисуют или шепчутся, дерутся или ссорятся? Ответ прост — последние встретили препятствие и никто не помог им справиться с ним. 

Так что же это за таинственные препятствия в обучении и как с ними справляться?

В первую очередь — это не понятые слова. Именно они заставляют человека невзлюбить и бросить обучение, которое ему нравилось раньше. 

Например, ребенок интересуется тем, как устроен этот мир. Ему действительно безумно интересно узнать! Он приходит в класс и учитель говорит: «Ребята, сегодня мы начнем изучать физику! Физика — это наука о природе.»(определение взято из школьного учебника физики за 7 класс) И что же мы тут имеем? А мы тут имеем непонятое слово! И этот любознательный маленький человечек вдруг начинает смотреть в окно и думать совершенно о других вещах. Он «отвлекается», в дальнейшем он начнет лениться и даже может начать портить учебник, тетрадь или школьную парту, может и физику возненавидеть! А ведь это всего лишь последствия непонятного слова!! 

Итак, уважаемые наши читатели, отгадайте-ка, какое именно слово не было понято учеником? 

А вот вам и ответ: Чаще всего в определении «Физика — это наука о природе» бывает три непонятых слова. 

Рассмотрим каждое из них и проверим, правильно ли дети поняли.

Во-первых, физика — это наука. А кто из детей знает что это такое? Что такое наука? Кто-то из них может дать вполне четкое определение этому слову?

А Вы, дорогой читатель, можете?

Чаще всего, это слово не вполне ясно для большинства школьников седьмых классов (в седьмом классе начинают изучать физику). То есть они, конечно, не раз слышали это слово и даже могут его употреблять в своей речи, но… Нет четкого и ясного понимания, что именно означает это слово. 

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение…знаний о природе, обществе и мышлении. (источник) Оказывается, что это деятельность! Представляете? Дети думают, что физика — это учебник, а оказывается, что это деятельность по добыванию знаний!! Во-вторых, ученики не понимают правильно смысл слова «природа», употреблённого в этом предложении.  Вы можете спросить » — Почему не понимают? Ведь все знают что такое природа!» А мы ответим — потому что это слово может употребляться в нескольких разных значениях! Смотрим в словарь и видим такое описание: «Приро́да — материальный мир Вселенной… В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).«(источник: Википедия — свободная энциклопедия)

 Некоторые ученики восприняли слово «природа» в значении «животные и растения», другие поняли его как «естественная среда обитания — все, что не создано человеком», а третьи решили, что они будут изучать «живую и не живую природу — то есть животных, растения и природные ресурсы планеты».  Если один человек в классе понял, что физика изучает весь материальный мир этой вселенной и явления в нём — то ему просто несказанно повезло! Он имеет шанс понять физику и сможет пользоваться тем, что он изучил. Остальным ребятам не повезло. Они очень удивятся, когда им предложат изучать те вещи, которые в их понимании не входят в понятие «науки о природе». Они уже в замешательстве!

Тут мы видим одно из препятствий в обучении — неправильно понятое слово. То есть слово «природа», вроде бы, и всем известно, но в данном случае полезно будет заглянуть в словарь и уточнить, в каком именно значении оно употребляется именно в этой фразе. И вот сидит ученик, ему учитель расказывает как устроен какой-то прибор, а ученик вообще не понимает при чем тут приборы (созданные человеком) к науке о природе! Ну как он после этого может понять принцип действия прибора? 

И что же у нас получается? В определении одного слова есть ещё два непонятых слова! 

Как вы считаете, сможет ли школьник действительно понять что именно означает слово «физика»? Конечно нет. 

Поэтому, в-третьих, мы имеем ещё одно непонятое слово — «физика».

И это всего лишь один пример. Это первая глава учебника по физике. Вы представляете что происходит в других предметах?

Вот так наши дети и теряют интерес к обучению.

Когда они не понимают чего-то, то начинают лениться или «зубрить», что одинаково бесполезно — ведь «вызубренные» знания все равно невозможно применять. Применить можно только те знания, которые получены с полным пониманием. Тогда и учить ничего не потребуется — достаточно только понять!

Можно ли с этим что-то сделать? Как вернуть детям радость познания? 

На эти и другие вопросы об образовании уже есть ответы!  

Пишите нам:  info@indigo.in.ua

Show Buttons
Hide Buttons